Шланги

В местах, где возможно относительное перемещение отдельных узлов машины, а также там, где по условиям монтажа допустимы большие отклонения, используют гибкие маслопроводы — шланги. В гидравлических системах комбайнов, самоходных шасси и валковых жаток применяют шланги высокого, среднего и низкого давления.

Резиновые шланги высокого давления состоят из внутреннего резинового слоя (камеры), двух хлопчатобумажных и двух металлических оплеток, двух промежуточных и наружного резиновых слоев. Внутренний резиновый слой обеспечивает необходимую герметичность. Металлическая оплетка для этого слоя — стальной каркас, предохраняющий его от разрушения при давлении масла. Наружный слой резины защищает оплетки от внешних воздействий.

В гидравлических системах зерноуборочных комбайнов и самоходных шасси применяют шланги с размером внутренних диаметров 12 и 16 мм, рассчитанные соответственно на рабочие давления 210 и 165 кгс/см2. Испытательные давления для них 260 и 200 кгс/см2, а разрывные — не менее 315 и 250 кгс/см2. Допустимые радиусы изгиба шлангов не более 130 и 170 мм.

Шланги высокого давления имеют неразборную конструкцию заделок, состоящую из накидной гайки 1 или 5 (рис. 113, а, б), ниппеля 2 (6) и муфты 3 (7).

При заделке шланга 4 (8) наружный резиновый слой, имеющий толщину 1,5 мм, срезают и обнажают стальную оплетку от конца шланга на длине 40 мм для шлангов с внутренним диаметром 12 мм и на длине 50 мм для шлангов с внутренним диаметром 16 мм. Сверху на конец шланга надевают муфту, а внутрь шланга — ниппель с надетой на него накидной гайкой. Муфту снаружи обжимают, при этом передний ее буртик входит б кольцевую растяжку ниппеля, а на поверхности муфты образуются кольцевые впадины.

Заделки шлангов

Рис. 113. Заделки шлангов:

а — шланг высокого давления с внутренним диаметром 12 мм; б — шланг высокого давления с внутренним диаметром 16 мм в — шланг среднего давления; г и д — шланги низкого давления; 1, 5 и 9 — накидные гайки; 2, 6 и 10 — ниппели; 3, 7 и 11 — муфты; 4, 8, 12, 14 и 20 — шланги; 13 — наконечник трубопровода; 15 — болт; 16 — гайка; 17 — лента; 18 — шайба; 19 — фланец; 21 — шплинт; 22 — петля; 23 — полоса.

При правильно выполненной заделке шланг не вырывается из нее при высоких рабочих давлениях, при этом прочность заделки выше, чем прочность резинового шланга.

Шланги среднего давления (рис. 113, в) с нитяным силовым слоем состоят из внутреннего резинового слоя, двух нитяных оплеток, промежуточных слоев из резины и наружного резинового слоя. Назначение каждого из этих слоев такое же, как и в шлангах высокого давления.

Шланги с нитяными оплетками имеют внутренний диаметр 12 и наружный — 24 мм. Толщина внутреннего резинового слоя не менее 1,5 мм.

Монтаж шлангов среднего давления

Рис. 114. Монтаж шлангов среднего давления.

Шланг рассчитан на рабочее давление 50 кгс/см2. Испытательное давление для него 75, разрывное — не менее 180 кгс/см2, допустимый радиус изгиба не менее 96 мм.

В комбайнах «Нива», «Колос» и в комбайне «Сибиряк» последних выпусков применяют шланги, состоящие из внутреннего резинового слоя, силовых оплеток из лавсановых нитей и наружного резинового слоя. Такие шланги имеют внутренний диаметр 8 и 12 мм. Геометрические размеры шланга диаметром 12 мм такие же, как и у шлангов с нитяными оплетками. Шланг диаметром 8 мм имеет наружный диаметр 19 мм и толщину внутреннего резинового слоя не менее 1,5 мм.

Шланги с лавсановым силовым слоем выдерживают более высокие давления и имеют меньшие допустимые радиусы изгиба. Они рассчитаны соответственно на рабочие давления 100 и 80 кг/см2. Давления для них при испытании 150 и 120 кгс/см2, разрывные — не ниже 300 и 240 кгс/см2, допустимые радиусы изгиба не менее 50 и 80 мм.

Шланги среднего давления имеют разборную конструкцию заделок, состоящую из муфты 11, ниппеля 10 и накидной гайки 9. Для монтажа таких шлангов отрезают необходимой длины шланг, осматривают внутреннюю специальную (круглую) резьбу муфты и, убедившись, что в ней отсутствуют заусенцы или острые кромки, ввертывают конец шланга в муфту до упора (рис. 114, а). Следует помнить, что муфта для шланга имеет левую резьбу.