Гидравлическая система комбайнов ск-3, ск-4 и скд-5

В 1958 г. комбайностроительные заводы страны стали производить зерноуборочный комбайн СК-3, полугусеничный СКП-3, полугусеничный рисозерноуборочный СКПР-3 и гусеничный СКГ-3 для уборки зерновых и риса в особо увлажненных районах страны. В 1962 г. на полях колхозов и совхозов появились более производительные комбайны СК-4, СКП-4, СКПР-4 и СКГ-4, а в 1969 г. — комбайны СКД-5 «Сибиряк» и на гусеничном ходу СКД-5Р.

Пропускная способность молотилки комбайна СК-3— 3 кг/с хлебной массы при отношении зерна к соломе 1 : 1,5, комбайна СК-4—3,7—3,8 и комбайна СКД-5— 5 кг/с.

Заметно улучшена гидросистема в комбайнах новейших моделей.

С 1969 г. с комбайнами СК-4, СКД-5 и их модификациями стали применять гидрофицированный копнитель 44-8А (рис. 2). Его гидроавтоматическая система обеспечивает надежное закрытие копнителя в особо тяжелых условиях работы независимо от влажности хлебной массы.

В 1970 г. был выпущен новый гидрофицированный копнитель с упрощенной гидроавтоматической системой его закрытия. Были также изготовлены комбайны СК-4 с гидроавтоматическими регуляторами, обеспечившие постоянную загрузку молотилки хлебной массой, автомати

чески уменьшавшие скорость комбайна при переключении передач и др.

Основная гидравлическая система комбайнов СК-4 и СКД-5 с гидрофицированными копнителями имеет шестеренчатый насос 9, предохранительный клапан 8, два гидроцилиндра 2 для подъема и опускания жатки, два гидроцилиндра 3 для подъема и опускания мотовила; гидроцилиндр 4 вариатора мотовила, гидроцилиндр 7 вариатора скорости и два гидроцилиндра 16 закрытия копнителя.

Для управления гидросистемы применены три распределителя: распределитель 17 (или 15) золотникового типа для автоматического закрытия копнителя и два распределителя 6 и 5 кранового типа для управления положениями вариатора скорости и тремя другими потребителями гидросистемы. Распределитель 6 управления положением вариатора скорости называли ранее краном управления, а распределитель 5 — распределительным краном.

Система гидроусилителя рулевого управления собрана из шестеренчатого насоса 11, распределителя 14 и гидроцилиндра 13. Все узлы гидросистемы соединены между собой трубопроводами. В местах, где имеется относительное перемещение узлов, применены гибкие шланги.

Принципиальная схема гидросистемы комбайнов СК-3 и СК-4 первых выпусков отличалась от современной. Не было узлов гидрофицированного копнителя. Принципиальные схемы гидросистем модификаций комбайнов такие же, как и в базовых машинах, кроме гусеничных комбайнов СКГ-3, СКГ-4 и СКД-5Р, в которых отсутствуют узлы гидроусилителя рулевого управления.

При холостой работе масло, засасываемое насосом 9 из гидробака 10, поступает в распределитель 17 (или 15) и, пройдя через него и распределители 6 и 5, сливается через фильтр в гидробак 10. Все магистрали к потребителям от распределителей 6, 5 в них перекрыты. Полости гидроцилиндров 16 закрытия копнителя через распределитель 17 (или 15) соединены с гидробаком. При нейтральном положении распределителя 17 (или 15) копнитель закрыт, и в гидроцилиндрах нет давления от веса копны и конструкции копнителя.

Принципиальная схема гидросистемы зерноуборочных комбайнов СК-3, СКП-3, СКПР-3,

Рис. 2. Принципиальная схема гидросистемы зерноуборочных комбайнов СК-3, СКП-3, СКПР-3, СК-4, СКП-4, СКПР-4 и СКД-5 с гидрофицированными копнителями:

1 — вентиль; 2 — гидроцилиндры подъема и опускания жатки; 3 — гидроцилиндры подъема и опускания мотовила; 4 — гидроцилиндр вариатора мотовила; 5 — распределитель, управляющий тремя потребителями; 6 — распределитель вариатора скорости комбайна; 7 — гидроцилиндр вариатора скорости комбайна; 8 — предохранительный клапан основной гидросистемы; 9 — насос основной гидросистемы; 10 — гидробак; 11 — насос системы гидроусилителя рулевого управления; 12 — предохранительный клапан системы гидроусилителя рулевого управления; 13 — цилиндр гидроусилителя рулевого управления; 14 — распределитель гидроусилителя; 15 — распределитель копнителя 44-8Б; 16 — гидроцилиндры закрытия копнителя; 17 — распределитель копнителя 44-8А; 18 — дроссель.

При переводе золотника распределителя 17 (или 15) на подъем копнителя часть потока масла, нагнетаемого насосом, направляется к гидроцилиндрам 16, а другая часть через предохранительный клапан 8 и сливные трубопроводы и сквозь фильтр сливается в гидробак. Величину потока масла к гидроцилиндрам 16 ограничивает дроссель 18 (в копнителе 44-8А) или дроссель, выполненный внутри золотника распределителя 15 (в копнителе 44-8Б). После возвращения золотника распределителя 17 (или 15) в нейтральное положение поток масла от насоса через распределитель 17 (или 15) поступает к распределителям 6 и 5. Под действием веса днища и заднего клапана копнителя масло, выдавливаемое из гидроцилиндров 16, через распределитель 17 (или 15) сливается в гидробак.

При переключении распределителя 6 на перемещение вариатора скорости поток масла, нагнетаемого насосом, из распределителя 6 направляется в одну из полостей гидроцилиндра 7 вариатора скорости. Величина этого потока ограничена дроссельными отверстиями в распределителе. Часть потока через предохранительный клапан 8, сливные маслопроводы и сквозь фильтр сливается в гидробак. Вытесняемое из другой полости гидроцилиндра 7 масло через распределители 6 и 5, сливные маслопроводы и сквозь фильтр также сливается в гидробак.

При перемещении крана распределителя 5 вверх до упора поток масла направляется в плунжерные гидроцилиндры. Если поток ограничен, часть его через предохранительный клапан 8, сливные трубопроводы и сквозь фильтр сливается в гидробак.

При перемещении крана распределителя 5 вниз до упора поток масла от насоса внутри этого распределителя не изменяется. К потоку добавляется масло, вытесняемое из плунжерных гидроцилиндров. Скорость перемещения потребителей ограничивают дроссельные отверстия в распределителях. Не ограничивается поток масла только к гидроцилиндрам подъема жатки.

Вал насоса 32 (рис. 3) основной гидросистемы комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций вращается от распределительной шестерни 25 двигателя. Шестерня соединена сегментной шпонкой 12 с валом 13, на конце которого имеются два кулачка. Такие же кулачки предусмотрены на муфте 26, посаженной на шлицах вала насоса. Привод насоса неотключаемый.

Вал насоса 6 системы гидроусилителя рулевого управления вращается от распределительной шестерни 1 двигателя. Эта шестерня имеет два кулачка. Такие же кулачки у ведомой муфты 2. Кулачки шестерни и муфты входят в сателлит 3, через который и происходит передача момента от двигателя к насосу. В последующих выпусках двигателя сателлит был снят и момент от двигателя к насосу передавался контактом рабочих поверхностей кулачков.

В основной гидросистеме комбайнов СК-4, СКД-5 и их модификаций (рис. 4) применен шестеренчатый насос НШ-32У или НШ-32Э с правым (против часовой стрелки) направлением вращения вала от распределительной шестерни 19 двигателя. Шестерня соединена сегментной шпонкой 17 с валом 18, на конце которого имеются два кулачка. Такие же кулачки у муфты 23, свободно скользящей на шлицах вала насоса. Привод насоса отключаемый. Отключают и включают насос вращением рычага 33, размещенном в корпусе 21 привода. С рычагом соединена шлицами вилка 34 с двумя сухариками 37, входящими в наружную кольцевую выточку соединительной муфты.

Для включения основного насоса рычаг 33 переключения переводят по часовой стрелке, а для выключения — против часовой стрелки. Если при включении насоса шарик 40 фиксатора не попадает в свое гнездо, значит, кулачки муфт не вошли в зацепление. В этом случае стартером проворачивают коленчатый вал двигателя, после чего повторяют включение. Выключают насос поворотом рычага против часовой стрелки, при этом шарик-фиксатор должен войти в свое новое гнездо. Включают и выключают насос только при неработающем двигателе.

Вал насоса НШ-10Е или НШ-10Д системы гидроусилителя рулевого управления, как и вал насоса НШ-32У, правого вращения от распределительной зубчатой шестерни 9 двигателя, посаженной консольно на валу 5 и соединенной с ним сегментной шпонкой 12. Вал 5 вращается в шариковых подшипниках. На конце его имеются два кулачка, находящиеся в постоянном зацеплении с кулачками муфты 3, посаженной на шлицах на валу насоса.

В комбайнах СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификациях валы насосов основной гидросистемы при частоте вращения 1700 об/мин коленчатого вала двигателя вращаются со скоростью 1480 об/мин., а при 1900 об/мин — 1655 об/мин. При таких оборотах валов теоретическая производительность насосов составляет соответственно 46,9 и 52,5 л/мин. Фактическая их производительность при объемном к. п. д. 0,92 равна соответственно 42,1 и 48,3 л/мин.

Установка шестеренчатых насосов на двигателях СМД-14К, СМД-15К, СМД-14КФ, СМД-15

Рис. 4. Установка шестеренчатых насосов на двигателях СМД-14К, СМД-15К, СМД-14КФ, СМД-15КФ, СМД-17К и СМД-18К комбайнов СК-4, СКД-5, СК-5, их модификаций и самоходных шасси СШ-75:

1 и 36 — насосы; 2 и 22 — установочные кольца; 3 и 23 — кулачковые муфты; 4 и 21 — корпуса; 5 и 18 — валы; 6, 8, 14 и 20 — шарикоподшипники; 7 — распорная втулка; 9 и 19 — шестерни; 10 и 15 — стопорные шайбы; 11 и 16 — гайки; 12 и 17 — сегментные шпонки; 13 и 48 — прокладки; 24, 77, 28, 38, 43, 44 и 50 — резиновые уплотнительные кольца; 25 и 31 — шланги; 26, 35, 47 и 49-муфты; 29 и 45 — штуцера; 30 и 32 — хомутики 33 — рычаг переключения; 34 — вилка; 37 — сухарик; 39 — ограничитель; 40 — шарик: 41 — пружина; 42 — упор пружины; 46 — трубопровод.

Установка распределителей копнителей 44-8А и 44-8Б и размещение гидроагрегатов и

Рис. 5. Установка распределителей копнителей 44-8А и 44-8Б и размещение гидроагрегатов и трубопроводов на крыше молотилки комбайнов СК-4, СКПР-4, СКП-4 и СКД-5:

1 и 17 хомуты; 2 — предохранительный клапан; 3, 15, 16, 23, 28 и 29 — шланги; 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 14 и 27 — трубопроводы; 6 и 7 — насосы; 13 — распределитель; 18 — резиновая прокладка: 19 — гидробак; 20 и 26 — колодки; 21 и 25 — резиновые прокладки; 22 и 24 — скобы; 30 — петля.

Частота вращения валов насосов системы гидроусилителя рулевого управления та же, что и коленчатых валов двигателей. При частоте вращения 1700 об/мин коленчатого вала двигателя теоретическая производительность насоса составляет 17 л/мин, а при 1900 об/мин — 19 л/мин. Фактическая производительность насосов при объемном к. п. д. 0,92 соответственно 15,6 и 17,5 л/мин.

Масло из гидробака к насосам поступает через всасывающие шланги со спиральными пружинами внутри, предохраняющими эти шланги от сплющивания.

При установке распределителя копнителя и монтаже маслопроводов на крыше молотилки комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификациях (рис. 5) необходимо, чтобы трубопроводы не воспринимали вибраций от двигателя. Для этого между ними и трубопроводами, закрепленными на двигателе, установлены гибкие шланги. Место установки зависит от того, где укреплены резиновые амортизаторы: между подмоторной рамой и двигателем или между подмоторной рамой и молотилкой.

Сливной трубопровод подсоединяют к гидробаку через шланг, который не только воспринимает колебания гидробака относительно подмоторной рамы, но и служит монтажным компенсатором.

От распределителя 13 отходят четыре трубопровода: 9 — нагнетательный от насоса 7; 27 или 11 — к распределителям под площадкой водителя; 14 — к гидроцилиндрам закрытия копнителя; 12 — сливной.

В маслопроводах между насосом, распределителями и гидробаком масло постоянно циркулирует при нейтральном положении распределителей. Эти маслопроводы имеют внутренний диаметр трубопроводов 17 мм (труба 19X1), сливного шланга — 18 мм, нагнетательного шланга в комбайнах СК-3—12 мм и в комбайнах СК-4 и СКД-5—16 мм.

Между нагнетательными и сливными трубопроводами хомутиком 1 закреплен предохранительный клапан 2 (на кронштейне подмоторной рамы). Клапан регулируют на давление открытия 50 кгс/см 2.

Распределители кранового типа укреплены под площадкой водителя (рис. 6). Ручка 38 распределителя 40 вариатора скорости комбайна размещена слева от рулевого колеса, а ручка 39 распределителя 41, управляющего тремя потребителями, — под рулевым колесом посредине.

Монтажная схема гидрооборудования на молотилке комбайнов СК-4, СКП-4 и СКД-5

Рис. 6. Монтажная схема гидрооборудования на молотилке комбайнов СК-4, СКП-4 и СКД-5:

1, 3, 15 и 20 — хомуты; 2 и 4 — колодки; 5 — гидроцилиндр подъема и опускания жатки; 6, 13, 35 и 36 — шланги; 7, 8, 9, 10, 14, 18, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 42 и 43 — трубопроводы; 11 — петля; 12, 16, 19, 21, 29, 34 и 45 — резиновые прокладки; 17 — вентиль; 22, 30, 33, 37 и 44 — скобы; 31 и 32 — кронштейны; 38 и 39 — ручки распределителей; 40 — распределитель вариатора скорости; 41 — распределитель, управляющий тремя потребителями

Монтажная схема маслопроводов гидроцилиндра вариатора скорости комбайнов СК-3, С

Рис. 7. Монтажная схема маслопроводов гидроцилиндра вариатора скорости комбайнов СК-3, СК-4 и СКД-5:

1 и 11 — гидроцилиндры вариатора скорости; 2, 3, 13 и 14 — шланги; 4, 5, 12, 15 и 16 — трубопроводы; 6 и 7 — петли; 8 и 10 — скобы; 9 — прокладка.

С распределителем 40 трубопроводами и шлангами соединены полости гидроцилиндра 1 или 11 (рис. 7). В комбайнах СК-4 для предотвращения перетирания шлангов о вращающийся диск вариатора скорости шланг 14 соединяют с гидроцилиндром через промежуточный трубопровод 12.

От распределителя, управляющего тремя потребителями, отходят три трубопровода. Два из них (от крайних штуцеров распределителя) крепят к передней отбортовке площадки. К ним подсоединяют шланги от гидросистемы жатки: один к маслопроводам от гидроцилиндра подъема и опускания мотовила и второй шланг от гидроцилиндра вариатора мотовила.

Если жатка не навешена на комбайн, то на приваренные к трубопроводам штуцера навертывают заглушки, предохраняющие гидросистему комбайна от попадания в нее пыли и грязи.

К среднему штуцеру распределителя подсоединяют трубопровод, который соединен с гидроцилиндрами подъема и опускания жатки.

Для закрытия копнителя применены два параллельно подключенных гидроцилиндра 5, 8 (рис. 8), таких же, как для подъема мотовила.

Гидроцилиндры соединены между собой трубопроводами 2, 3, 10, сделанными из свертных паяных двухслойных трубок с наружным диаметром 12 мм и толщиной стенки 0,9 мм. Через тройник эти трубопроводы соединяют с трубопроводом 1, связанным с распределителем копнителя. Гидроцилиндры подсоединяют к трубопроводам через гибкие шланги 4, 9 (внутренний диаметр 12 мм).

В комбайнах на гусеничном ходу (СКГ-3, СКГ-4, СКД-5Р) в основной гидросистеме те же агрегаты, что и в базисных комбайнах. В связи с конструктивными отличиями комбайнов СКГ-3 и СК-3 ряд маслопроводов их гидросистемы разной конфигурации. Крепление также разное.

Гидроцилиндр вариатора скорости этих комбайнов имеет подсоединительные штуцера с одной стороны возле крепления его к молотилке. Один из штуцеров соединен со штоковой полостью гидроцилиндра приваренной трубкой. Такое размещение штуцеров на гидроцилиндре облегчает доступ к штуцерам и исключает случаи перетирания шлангов о вращающийся диск вариатора скорости.

На комбайне СКГ-4, СКД-5Р распределители под площадкой водителя укрепляют на общей плите, к ней же крепят стойку механизма распределителя, управляющего тремя потребителями. К верхней части стойки приваривают кронштейн как опору валика механизма переключения распределителя вариатора скорости. Механизм переключения такой же, как и в комбайне СК-4.

При монтаже гидроагрегатов и маслопроводов системы гидроусилителя рулевого управления (рис. 9) насос соединяют с распределителем 16 нагнетательными шлангами 6, 20 и трубопроводом 12. С гидробаком распределитель соединен шлангами 21, 7 и трубопроводом 11, а с гидроцилиндром 17 — шлангами 18, 19.

Монтажная схема гидрооборудования на копнителе комбайнов СК-4, СКД-5, СК-5, НК-5

Рис. 8. Монтажная схема гидрооборудования на копнителе комбайнов СК-4, СКД-5, СК-5, НК-5 и их модификаций:

1, 2, 3 и 10 — трубопроводы: 4 и 9 — шланги; 5 и 8 — гидроцилиндры закрытия копнителя; 6 — петля; 7 — прокладка.

Монтажная схема гидрооборудования системы гидроусилителя рулевого управления

Рис. 9. Монтажная схема гидрооборудования системы гидроусилителя рулевого управления:

1 и 2 — насосы; 3 — гидробак; 4, 5, 6, 7, 18, 19, 20 и 21 — шланги; 8 — предохранительный клапан системы гидроусилителя рулевого управления; 9, 13 и 23 — скобы; 10 и 22 — колодки; 11 и 12 — трубопроводы; 14 — хомут; 15 — прокладка; 16 — распределитель гидроусилителя рулевого управления; 17 — гидроцилнидр.

Размещение узлов и маслопроводов гидросистемы жаток комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5

Рис. 10. Размещение узлов и маслопроводов гидросистемы жаток комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций:

1 — петля; 2 и 3 — шланги; 4, 5 и 6 — трубопроводы; 1 и 9 — гидроцилиндры подъема и опускания мотовила; 8 — вариатор мотовила; 10 — гайка; 11 — шайба; 11 — тройник; 12 — тройник

Таблица 1

Неисправности гидросистем комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций и способы их устранения

Неисправность

Причина

Способ устранения

Все потребители основной гидросистемы не работают

Выключен шестеренчатый насос основной гидросистемы

Потеря герметичности предохранительного клапана вследствие попадания механической частицы между шариком и его гнездом или клапан отрегулирован на меньшее давление

Включить насос при неработающем двигателе

Проверить давление в основной гидросистеме и при необходимости отрегулировать клапан на давление открытия 50 кгс/см2 и проверить герметичность

Вариатор скорости не перемещается вверх и вниз

Ручка распределителя, управляющего тремя потребителями, не в нейтральном положении. Масло циркулирует через предохранительный клапан

Установить в нейтральное положение ручку распределителя

 

Недовернут или отвернулся конусный болт крепления корпуса пружины к штоку крана распределителя вариатора скорости, вследствие чего при крайних положениях крана отверстия в корпусе к потребителю и продольные пазы в кране не совпадают

Проверить затяжку конусного болта и, если необходимо, вновь затянуть до упора, затем зашплинтовать проволокой

Вариатор скорости имеет ограниченное перемещение вверх и вниз

Заедание втулки среднего диска вариатора вследствие недостатка смазки Неправильно установлены ограничительные (передвижные) упоры

Смазать вариатор через масленку

Установить ограничительные упоры так, чтобы использовать полный диапазон вариатора

Продолжение

Неисправность

Причина

Способ устранения

Замедленный подъем жатки. Подъем мотовила и перемещение шкива вариатора мотовила нормальное

Предохранительный клапан не герметичен. При рабочих давлениях подъема жатки внутри клапана большое перетекание масла

Снять предохранительный клапан, разобрать его и устранить негерметичность.

Вновь отрегулировать на давление открытия 50 кгс/см2 и проверить на герметичность

 

Резкие вмятины на одном из трубопроводов к цилиндрам подъема жатки

Не полностью открыт вентиль

Устранить вмятины на трубопроводах

Открыть полностью вентиль

Жатка и мотовило не поднимаются, вариатор мотовила не перемещается

Ручка распределителя вариатора скорости не возвращена в нейтральное положение

Установить ручку распределителя в нейтральное положение, устранив дефект невозвращения ручки

Открыть вентиль

Жатка не поднимается и не опускается. Другие потребители работают нормально

Полностью закрыт вентиль

Мотовило не поднимается и не опускается. Другие потребители работают нормально

Заклинивание ползунов на поддержках мотовила (особенно в новых комбайнах при наличии слоя краски)

Устранить заклинивание и смазать ползуны

Вариатор мотовила не перемещается, другие потребители работают нормально

Не отрегулирована пружина ведомого шкива вариатора (слабое натяжение ремня)

Отрегулировать натяжение пружины ведомого шкива вариатора

При нейтральном положении ручки распределителя, управляющего тремя потребителями, самопроизвольное опускание жатки и

Завышенный зазор между краном и его корпусом в распределителе

Заменить распределитель

Продолжение

Неисправность

Причина

Способ устранении

мотовила, самопроизвольное изменение оборотов мотовила

 

 

Мотовило не поднимается и не опускается. Вариатор мотовила не перемещается. Подъем жатки замедлен

Неправильно установлен кран в угловом направлении в распределителе, управляющем тремя потребителями

Правильно установить кран в нейтральное положение в распределителе

Ограниченная высота подъема жатки Обильное выделение пены в гидробаке и выделение ее наружу

Малый уровень масла в гидробаке Подсос воздуха в гидросистему в местах соединения всасывающих муфт насосов и сквозь уплотнения насосов

Долить масло в гидробак

Подтянуть соединения всасывающих шлангов, проверить герметичность резинового уплотнительного кольца круглого сечения во фланце насоса. При необходимости заменить уплотнения насоса

 

Наличие воды в масле

Заменить масло

Ручка вариатора скорости не возвращается в нейтральное положение

Большое усилие для вращения крана вследствие зажатия его между крышками

Уменьшить высоту нижней крышки

 

Литой корпус пружины трется об упор

Отрихтовать упор или спилить излишек корпуса пружины

Между нагнетательными и сливными маслопроводами размещают предохранительный клапан 8, укрепленный к правой боковине молотилки скобой 9 на колодке 10. Клапан отрегулирован на давление открытия 50 кгс/см2.

Гидросистема жаток комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций собрана из двух цилиндров 7 и 9 (рис. 10) подъема и опускания мотовила и цилиндра 8 вариатора мотовила. Гидроцилиндры 7, 9 подсоединены в гидросистеме параллельно. При работе они отклоняются на сравнительно небольшой угол. На трубопроводах 4, 5 для уменьшения напряжений в них при отклонениях цилиндров имеются компенсационные кольца, из-за чего длина трубопровода между креплениями увеличивается и при одном и том же перемещении цилиндра уменьшается величина изгиба единицы длины трубопровода. В результате уменьшаются напряжения в сечении трубы. Компенсационные кольца позволяют подсоединять трубопроводы к цилиндрам без шлангов. К гидроцилиндру вариатора мотовила 8 вдоль задней стенки корпуса жатки проложен трубопровод 6, к штуцеру которого подсоединен шланг.

салют шаляй валяй