Автоматический регулятор загрузки молотилки типа АРЗМ зерноуборочных комбайнов «Нива» и «Колос»

Автоматические регуляторы загрузки молотилки комбайнов «Нива» и «Колос» имеют одинаковую принципиальную схему (рис. 53—55).

Авторегуляторы состоят из датчика толщины слоя хлебной массы, механизма ручного управления скоростью комбайна, механизма настройки подачи хлебной массы, распределителя, дросселя, гидроцилиндра вариатора скорости комбайна, системы рычагов, тяг и трубопроводов.

Датчик, размещенный в наклонной камере комбайна, имеет два полозка 31, каждый из которых скользит по нижним ветвям боковых цепей плавающего транспортера. Полозья хомутами 32 закреплены на валу 33, вращающемся в капроновых втулках. К торцу вала с левой стороны приварен рычаг 30, который проволочной тягой 22 соединен с рычагом 24 управления распределителем 13. В комбайнах «Нива» на валу 26 (см рис. 53), вращающемся в подшипниках, закреплены рычаг 18, соединенный с тягой 17 золотника распределителя, и рычаг 27, соединенный со втулкой 21. На этом же валу свободно установлены рычаги 19 и 24, приваренные к полому валу 20. Вал 20 и втулка 21 с торцов имеют выфрезерованные пазы, позволяющие валу и втулке перемещаться относительно друг друга на определенный угол. В отличие от комбайна «Нива» на комбайне «Колос» рычаги 27 и 18 (см. рис. 54) связаны через полый вал 26, а рычаги 24 и 19 — через вал 20, проходящий внутри полого вала. Все валы вращаются в капроновых втулках.

Автоматический регулятор АРЗМ загрузки молотилки зерноуборочного комбайна «Нива»

Рис. 53. Автоматический регулятор АРЗМ загрузки молотилки зерноуборочного комбайна «Нива»:

1 — рычаг изменения подачи хлебной массы в молотилку; 2 — рычаг ручного управления скоростью комбайна; 3 — трубка; 4 — штифт; 5 и 6 — кронштейны: 7, 11, 15, 18, 19, 24, 27, 28 и 30 — рычаги; 8 — трафарет; 9 и 25 — пружины; 10 — фрикционное кольцо; 12 — проволока; 15, 17 и 23 — тяги; 13 — распределитель; 14 — головка рычага; 20, 26 и 33 — валы; 21 — втулка; 22 — планка; 29 — тяга-цепочка; 31 — полоз; 32 — хомут полоза.

Автоматический регулятор АРЗМ загрузки молотилки зерноуборочного комбайна

Рис. 54. Автоматический регулятор АРЗМ загрузки молотилки зерноуборочного комбайна «Колос» (наименование позиций см. рис. 53).

Рычаги 27 и 24 (рис. 53—55) соединены между собой пружиной 25, которая устанавливает их так, что торцовые упоры полого вала 20 и втулка 21 прижаты один к другому. На педале муфты сцепления закреплен рычаг 28, который тягой-цепочкой 29 соединен с рычагом 19.

принципиальная схема гидроавтоматического регулятора АРЗМ загрузки молотилки

Рис. 55. принципиальная схема гидроавтоматического регулятора АРЗМ загрузки молотилки зерноуборочных комбайнов «Нива» и «Колос»:

34 — канал; 35 — последроссельная полость; 36 — переливной клапан; 37 — плунжер; 38 — расточка; 39 — дроссельное отверстие; 40 — нагнетательная полость; 41 — трубопровод; 42 и 46 — запорные шарики; 43 и 45 — полости запорных клапанов; 44 — поршенек с толкателями; 47 — дроссель (наименование позиций I — 33 см. рис. 53)

Механизм ручного управления скоростью комбайна состоит из подпружиненного рычага 2 с шаровой ручкой, размещенного в кабине водителя и соединенного через систему тяг с двуплечим рычагом 15, сферическая головка 14 которого упирается в торец золотника Рычаг 2 с шаровой ручкой может занимать три положения: среднее — нейтральное (положение штифта в вертикальной прорези), крайнее переднее — работа автоматического регулятора загрузки молотилки, крайнее заднее — уменьшение скорости комбайна. Для перевода рычага 2 с шаровой ручкой из среднего положения в любое крайнее предварительно выводят штифт 4 из вертикальной прорези фигурного паза кронштейна 5, надавив на шаровую Ручку.

В регуляторе АРЗМ применен распределитель ГА-47000А с переливным клапаном, который регулируют так, чтобы вариатор скорости перемещался из нижнего положения в верхнее за 4—5 с. При этом максимальное давление регулировки клапана не должно превышать 25 кгс/см2.

Автоматическое регулирование подачи хлебной массы в молотилку комбайна происходит при крайнем переднем положении рычага 2 ручного управления скоростью комбайна. При этом положении сферическая головка 14 рычага 15 отходит от торца золотника и не препятствует полному ходу его из одного крайнего положения в другое.

Если толщина хлебной массы в наклонной камере равна расчетной, то золотник распределителя с помощью системы тяг и рычагов занимает нейтральное положение, при котором последроссельная камера 35 соединена со сливным трубопроводом 41 и в ней устанавливается давление слива. Со стороны нагнетательной полости 40 на плунжер 37 (выполняющий роль и переливного клапана) действует повышенное нагнетательное давление, под действием которого плунжер перемещается влево, преодолевая усилие пружины и давление слива со стороны полости 35 и соединяя полость 40 со сливом. Так как пружина переливного клапана создает небольшое усилие, то жидкость в распределителе при его нейтральном положении переливается при небольших давлениях. В этом одно из отличий регулятора АРЗМ от регуляторов АРМ и РП, в системе которых всегда поддерживается давление регулировки предохранительного клапана.

При увеличении подачи хлебной массы в наклонную камеру больше номинальной увеличивается толщина ее слоя, поднимается нижняя ветвь плавающего транспортера, а вместе с ней и полозья 31 датчика. Через систему тяг и рычагов золотник распределителя перемещается вправо. При этом рычаги 24 и 27 перемещаются вместе до тех пор, пока золотник распределителя не дойдет до упора, после чего начинает перемещаться только рычаг 24 с одновременным растяжением пружины 25.

При перемещении золотника вправо его буртик перекрывает канал 34 и давление в полостях 35 и 40, соединенных между собой дроссельным отверстием 39, выравнивается, и под действием пружины плунжер 37 перемещается вправо, разъединяя полость 40 с кольцевой расточкой 38 и сливом. Под давлением масло нагнетается через золотник в полость 43, где поршенек 44 под давлением жидкости перемещается влево и толкателем открывает шарик 46. Одновременно масло под давлением, преодолевая сопротивление пружины, открывает шарик 42 и направляется в бесштоковую полость гидроцилиндра вариатора скорости, перемещая вариатор на уменьшение скорости комбайна. Масло, вытесняемое из штоковой полости, через распределитель и трубопровод 41 сливается в гидробак.

При перемещении вариатора скорость комбайна уменьшается, одновременно уменьшается и подача хлебной массы в наклонную камеру. Полозы 31 опускаются, и золотник с помощью системы тяг и рычагов возвращается в исходное (нейтральное) положение, при котором доступ масла к трубопроводам от гидроцилиндра вариатора скорости перекрыт буртиками золотника. Одновременно кольцевая проточка золотника соединяет полость 35 со сливным трубопроводом 41. Давление в полость 35 падает до сливного, и плунжер 37, на который со стороны полости 40 действует повышенное давление, необходимое для преодоления сопротивления пружины, перемещается влево, соединяя полость 40 с кольцевой расточкой 38. Масло через распределитель переливается в гидробак. Комбайн продолжает двигаться с постоянной, но уменьшенной скоростью, при которой подача хлебной массы в молотилку соответствует заданной.

Аналогично автомат работает при уменьшении подачи хлебной массы в молотилку.

Автоматическое снижение скорости комбайна при выключении муфты сцепления происходит следующим образом. Выжатая педаль муфты сцепления воздействует на рычаг 28, который через тягу-цепочку 29 вращает рычаг 19 и вал 20 с рычагом 24. Далее усилие через пружину 25, рычаг 27, вал 26, рычаг 18 и тягу 17 передается золотнику распределителя, перемещая его в сторону уменьшения скорости комбайна. Скорость переключается при минимальных оборотах зубчатых колес коробки передач.

После отпуска педали муфты сцепления золотник возвращается в исходное положение.

При транспортном движении и работе на участках, где скорость движения лимитирует не загрузка молотилки хлебной массой, а состояние убираемого поля, скоростью комбайна управляют вручную с помощью рычага 2. Если этот рычаг установлен в среднее положение, то рычаг 14 перемещает золотник в нейтральное положение, при котором обе полости гидроцилиндра вариатора скорости закрыты буртиками золотника.

При перемещении рычага 2 вперед рычаг 14 отходит от торца золотника, и последний под действием пружины перемещается влево; при перемещении рычага 2 назад рычаг 14, преодолевая усилие пружины, перемещает золотник вправо. Вариатор скорости перемещается вверх или вниз, меняя скорость комбайна. Скорость комбайна изменяется до тех пор, пока вариатор не дойдет до своего упора или рычаг 2 не будет возвращен в нейтральное положение. Следует помнить, что при работающем комбайне рычагом 2 можно увеличить скорость комбайна только до такой величины, при которой подача хлебной массы в молотилку не будет превышать заданную настройку регулятора.

орфография онлайн